Центр Павла Слободкина

Previous Entry Share Next Entry
28 АПРЕЛЯ - МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и главный дирижер -
mtcc

28 АПРЕЛЯ - МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАМЕРНЫЙ ХОР
Художественный руководитель и главный дирижер -
Владимир МИНИН

"Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось,
так радовалось и умилялось. Моцарт - символ самой музыки."
Борис Асафьев


Оба исполняемых сегодня произведения Моцарт написал в последний год своей жизни.
Одно это заставляет воспринимать его музыку совершенно по-особому, как эпилог всей жизни, художественное завещание. Requiem– сочинение для хора, солистов и оркестра, написанное на канонический латинский текст «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Вечный покой даруй им, Господи» Моцарт писал на заказ, который получил в июле 1791 года. Для тяжело больного Моцарта работа над траурной мессой была не просто сочинением. Это музыка, написанная на границе материального и духовного, грядущий переход в который композитор, несомненно предчувствовал. Он умирал и знал, что дни его сочтены.
Когда силы совершенно оставляли композитора, он диктовал своему ученику Францу Зюсмайеру, жившему в его доме. В первых числах декабря была написана Lacrimosa. Вечером 4 декабря собравшиеся у постели больного друзья спели ее. На следующий день его не стало. Последний написанный им номер — Hostias. Остальные номера Реквиема - Sanctus (Свят, свят Господь Бог Саваоф), Benedictus (Благословен грядущий во имя Господне) и Agnus Dei (Агнец Божий, несущий все грехи мира, даруй Ты им упокой), дописаны Зюсмайером.
Лишь 200 лет спустя немецкий исследователь Франц Бейер восстановил исходную версию знаменитого произведения — найдя черновики и выяснив, что Моцарт вовсе не прерывал сочинение на знаменитой «Lacrimosa»(«Слезная».)
«Над завершением Реквиема трудились очень многие, но Бейер нашел эскизы первогоисследователя, который этим занялся,» - говорит об этой версии «Реквиема» народный артист СССР, создатель и бессменный руководитель Московского камерного хора В. Н. Минин. - «Этим человеком был композитор Джозеф фон Эйблер (Joseph von Eybler, 1764-1846) – австрийский композитор, в молодости пользовавшийся советами Гайдна и Моцарта. Моцарт оставил этому Эйблеру некое письмо, где написано, что он - его ученик, замечательный композитор – и всё в превосходных тонах. Именно ему, Констанс , любимая жена Моцарта, отдала все, что осталось после смерти мужа. А Бейер по крохам собрал все, что сохранилось. Так что, Эйблер был первым, кто дописывал "Реквием" по эскизам Моцарта. Отличие от традиционной редакции Зюсмайера, считающегося первым учеником Моцарта, в первую очередь, в оркестровке – у Бейера она более прозрачная, использовано меньше тромбонов, несколько другое голосоведение,гармония и трактовка частей несколько иная,более светлая чем у Зюсмайера.»
В России эта партитура была опубликована в 1996 году, и именно этот «Реквием» уже многие годы исполняет Московский камерный хор.
Ave verum corpus (в переводе с латыни — Радуйся, истинное Тело) — рифмованная молитва, звучавшая c XIII века при богослужениях, во время причастия, в католических храмах. Текст молитвы стал поэтической основой для мотетов и другой многоголосной музыки. Наиболее известен мотет «Ave verum corpus» Вольфганга Амадея Моцарта.
Московский камерный хор Владимира Минина и Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина...уже не в первый раз обращаются к творчеству В.А.Моцарта. Пришедшее из глубины веков, эти сочинения неизменно завораживают как искушенную публику, так и юных слушателей, покоряя своей красотой новые и новые поколения. Это музыка для профессионалов и любителей, для знатоков и тех, кто только начинает свой путь в мир Прекрасного.

Tags:

?

Log in

No account? Create an account